Шаманство — это не просто основа культур, на которой строится мировоззрение островитян; это и есть сама бытность всех народов острова, как бы они не называли её иначе.
Волшебство мира незримо для человеческого глаза — и в той же мере незримо её действие. Говоря о каких-либо проявлениях мистических сил, в первую очередь говорят об опыте неких личных переживаний или действий.
Необъяснимые массовые явления, конечно, тоже являются происками мистических сил, но вряд ли — результатом колдунства человека. Это больше относится к последствиям взаимодействия могущественных сил с человеческой жизнью — их называют знамением.
Философия шаманства разнится от культуре к культуре; изменения незначительны в рамках самого учения, но фундаментальны для каждого народа, определяя их жизненный уклад, отношение к жизни и миру (видимому и постигаемому), ситуациям и людям.
Отдельно стоит выделить два далеко ушедших направления данной философии, которая постепенно принимает совершенно отличный облик, где почти не сыскать отголоска шаманства: алхимия и религиозные ритуалы.
Философия алхимии следует идее достижения совершенства в созидании материального, от идеальных химических формул до новой формы жизни. Это наука для экспериментаторов и об экспериментах, про которые пишутся многочисленные тома книг, и родовое дело, в котором соревнуются поколениями.
Религиозные ритуалы вовсе лишены идеи, они — инструмент в руках верующих в Бога-Троицу, противопоставляемого мистическим силам, овладевающих людьми; заученные слова и пассы, призванные доносить Волю Бога сквозь шепот демонических голосов; и игнорировать природу сил, заложенных в этих ритуалах.
Взывающие к духам
«Человек никогда не будет одинок. Зарождаясь в Великой Душе, его на протяжении всего пути будет сопровождать родовой тотем. Когда человек умрет, он станет духом и будет сопровождать своего внука».
Волшебство лесных племен вирий уведет вас в мир духов, призраков и Богов, позволит ощутить, что такое соприкосновение с несуществующим, знать то, что никогда не знал и жить одновременно в двух и более мирах; научит быть частью вселенной и взаимодействовать с любой другой её частью максимально эффективно. Но основное направление, в котором работают шаманы, это взаимодействие с духами.
Терминология.
Великая Душа — несмотря на то, что у шаманов есть своеобразный пантеон Богов (Великих Духов), у них есть самый высший, чистый разум — Великая Душа. Считается, что из неё приходит все: и смерть, и жизнь, души и материя, знания и даже чувства. "Являясь клубком хаоса, состоящего из всех жизненных аспектов мира, Великая Душа не теряет своего индивидуального сознания", - считают шаманы. Некоторые, особенно сильные и старые шаманы говорили, что не только слышали голос Великой, но и видели её. Правда, никто так и не описал её внешность.
Великие Духи — высшие духи, по большому счету Боги. Самые почитаемые и известные из них, это Отец-небо и Мать-земля, практически в каждом ритуале принято отдавать им почесть.
Дух — эфирное существо без формы, образа, но имеющее сознание.
Тотем — форма, образ, который дух принимает, когда является человеку. Тотем зависит от человека, однако не всегда подразумевает под собой логические ассоциации.
Дух-тотем, он же дух-покровитель — дух, принявший один-единственный образ и являющийся в нем одному-единственному шаману до тех пор, пока шаман не умрет или не уйдет/погибнет сам дух.
Призыв тотема — основываясь на логических ассоциациях, человек выбирает себе образ и насильно навязывает его своему духу.
Осознание тотема — процедура, которая может длиться десятилетиями, во время которой человек должен ясно дать понять (своему племени и духам вокруг), что твердо намерен стать шаманом и нести возлагаемую на шамана ношу. Когда и человек, и дух будут готовы к взаимодействию, дух примет образ и придёт к шаману во сне.
Дух-помощник — «недавно рожденный дух», «вольный дух» - дух какого-либо живого существа, не потерявший отличительные черты своего образа (формы) при жизни (например дух ящерицы будет являться в образе, больше напоминающую ящерицу, нежели другое существо) и никогда не становящийся духом-тотемом. Используются для борьбы с недугами и проклятиями.
Дух-болезнь - «больной дух», «проклятье», «порча» - духи, настроенные против человека. Забирают здоровье, удачу, отворачивают все положительные эффекты, нанесенные после того, как духи-болезни поселились в человека или возле него, отравляют духа-тотема, если таковой имеется, лишая его сил, создают нездоровую ауру вокруг человека (окружающие живые существа инстинктивно избегают человека) и притягивают неприятности.
Мир духов (святилище; Ирий) — так шаманы называют особое место, где знания духов и шаманов совмещаются, и они беспрепятственно могут ими обмениваться. Проблема состоит лишь в фильтрации и трактовании получаемой информации, так как она подается в разном виде.
Путешествие шамана — так называется процесс, когда шаман входит в транс во время ритуала для поиска «правды» и переходит в мир духов. Нередко путешествия шаман осуществляет во сне — зависит от того, как ему и его духу-покровителю удобнее. Во время путешествий шаман наиболее ясно и четко получает информацию из мира духов, однако тратит на это больше сил. Также шаман не может «уйти в путешествие» когда захочет — все зависит от воли духов: как только духи будут благосклонны, они подадут знак. Стоит заметить, что во время транса шаман не теряет связи с реальностью, наоборот: его чувства обостряются.
Камлание — так называют ритуал шаманы между собой, так как данное слово несет в себе больше символического смысла, нежели будничное «ритуал» или «обряд». Камлание — это, в первую очередь, священнодействие по отношению к духам, во время которого шаман «пляшет» вокруг костра с бубном.
Бубен — шаманами племен вирий (также встречается у некоторых шаманов-кочевников) используется бубен, что очень похож на ирландский бойран времен древней Земли. Бубен символизирует средство передвижения шамана и щит в мире духов во время своего путешествия. Заведено, что на бубнах шаманы изображают внутренний ландшафт, к которому стремятся, отображают жизненный опыт, своего духа-покровителя и ландшафт, по которому шаман уже путешествовал, отмечая выделившееся во время путешествия детали (знаки). Все, конечно же, изображается схематически.
Ритмы ритуального бубна.
Известно даже самому необразованному человеку на острове, что шаманы для своих ритуалов обязательно используют бубен — свою ездовую лошадь, которая переносит сознание человека из видимого мира в мир духов. Однако шаманы не бью бездумно в этот инструмент: у них есть восемь основных ритмов, которые обязан знать любой человек, собирающийся стать шаманом. Итак,
1. Ритм Медведя — включает в себя три медленных удара в бубен, паузу и снова три удара. Используется, когда шаман хочет попросить духов придать ему решительности и внутренней силы для принятия сложных решений.
2. Ритм Оленя — используется для разделения, разобщения чего или кого-либо. Включает в себя чередующиеся два медленных и два быстрых удара в бубен.
3. Ритм Козла — один удар, два быстрых и снова один удар — таков ритм примирения и привлечения удачи в созидательных делах.
4. Ритм Быка используется, когда шаману не хватает физических сил. Включает в себя один удар, паузу и четыре быстрых.
5. Ритм Лешего поможет преодолеть препятствия, зачастую этот ритм используют для дел любовных. Состоит из двух быстрых и двух медленных ударов в бубен.
6. Ритм Волка оградит шамана от враждебно настроенных окружающих людей, включает в себя четыре быстрых и один медленный удар.
7. Ритм Паука — два быстрых, один медленный и снова два быстрых удара — поможет сделать правильный выбор в спорных ситуациях.
8. Ритм Коня — используется для передачи энергии шамана другому человеку. Состоит из шести быстрых ударов.
Тотемный оберег — это вместилище для духов, сделанное шаманом из дерева или бумаги, изображающего духа или определенных животных. Обереги исполняют функцию защиты человека от сил злых духов, а также усиливает связь с миром духов.
Обу — священные места, на которых сооружены конические груды обломков камней и веток деревьев. Используются для выражения почтения духу местности.
Зулд — собирательное название органов (голова, шея, сердце, легкие), в которых живет душа животного.
Шаман и дух-покровитель.
Духи — благосклонные к человеку эфирные существа, зачастую принимающее облик животного или растения и покровительствующее одному единственному роду (семье) человека до тех пор, пока не иссякнет его (духа) энергия. Спектр их возможностей весьма широк: от предостережения об опасности и предоставления определённых знаний до помощи в излечении человека и борьбы с враждебными существами.
Их способ общения не менее разнообразен, чем возможности: некоторые духи общаются видениями, некоторые исполняют функцию интуиции, другие предпочитают общаться знаками и так далее. В общем говоря, дух найдет, как с шаманом проще всего контактировать, главное шаману это вовремя понять.
Стоит уточнить, что родового духа имеет абсолютно каждая человеческая семья, но большинство просто не знает о его существовании или же не знает, как его призвать и, порой, просто не может (не уверены в том, что оно им надо). Поэтому дух остается «нераскрытым»: духи таких семей очень слабы, так как не имеют связи с людьми, которым покровительствуют. Также стоит знать, что тотемный дух больше покровительствует главе семьи, нежели иным её членам.
В семье никогда не бывает более одного шамана: тотемный дух переходит от старшего главы к наследнику семьи только в случае смерти старшего шамана, либо при ритуале добровольной передачи статуса старшего шамана семьи.
В племенах хунну практикуется отречение от рода, дабы обрести своего духа, не дожидаясь передачи статуса или смерти. Подобная спешка обусловлена тем, что шаманство в обществе кочевников - это способ ведения войны, которую они развязали с соседним народом, а потому чем больше последователей учения, тем величавее боевые колонны племен.
Итак,
Шаман — это человек, который знает «в лицо» своего духа-покровителя, личного путеводителя в мире неосязаемых существ.
Духа-покровителя можно как осознать, так и призвать.
Призвание тотема – это самостоятельный выбор, то есть его выбирает непосредственно сам человек. Для этого нужно изучить гороскопы, характеристики тотемов (которых очень много и всех их изучить очень трудоемкое дело), проанализировать, тщательно сравнить с личными врожденными и приобретенными данными и выбрать того, кто ближе по духу.
Осознание, наоборот, происходит на подсознательном уровне и может длиться десятилетиями, так как и человек, и дух должны быть готовы к взаимодействию (конкретно сам человек должен быть уверенным в своем желании и дать понять собственному духу, что он готов нести ношу шамана). Когда это происходит, дух принимает образ и является во сне, начиная беседу — знакомство со своим новым хозяином и одновременно другом. Зачастую, такие сны сопровождаются небывалыми ощущениями правдоподобности и вызывают сильные эмоциональные переживания, которые шаман не забывает до конца своих дней.
Однако в последнее время шаманы перестали ждать, когда же их духи созреют, и стараются как можно чаще им о себе напоминать. Для этого используется гипноз или же самостоятельный вход в транс, во время которых человек как бы разговаривает сам с собой, говоря о том, что он готов принять духа и стать шаманом — и нередко духи, по итогу, предстают перед шаманом, даже позволяют с собой заговорить. Если после встречи шаман не чувствует сонливости, туманности сознания и ощущает острое желание очередной встречи со своим духом-покровителем, то грезы его не обманули — он нашел своего защитника.
Призванный и осознанный тотем крайне редко совпадают, точнее, таких случаев - единицы. Осознанный дух-покровитель, как правило, является родовым духом, то есть тем, кто оберегает род шамана на протяжении многих лет, или же духом, добровольно решившим таким стать.
Призванный же тотем подчиняется человеческой логике, которая в шаманстве скорее будет помехой, нежели помощником. «Неправильный» тотем духа испортит жизнь шаману, обернется против него, но не станет помогать. Стоит заметить, что иногда сами духи оберегают шаманов от ошибки, не реагируя на его призыв, поэтому, если в первый раз призыв определённого тотема не удался, лучше ритуал не повторять — это точно не ваш покровитель.
Став шаманом, человек может заметить некоторые изменения в своем поведении, например обрести привычки или повадки своего тотема — и это вполне нормально, так как шаман подсознательно начинает отождествлять себя со своим духом. Главное не перенимать их полностью.
Из всех духов, что может иметь шаман, наибольшей силой и властью, конечно же, обладает именно родовой тотем, что сам решает: помогать человеку или гневаться на весь его род. Тотемный дух, однако, не всегда может остаться с человеком до самого конца: он может уйти или даже умереть, поэтому шаманы испокон веков заботились о них.
С уходом или смертью духа связан непосредственно сам человек: когда шаман серьёзно болеет, то дух страдает так же, как и его хозяин; когда шаману уже нечему научиться у духа или же их философии слишком разошлись; когда дух взял на себя большую часть беды своего хозяина (сглаза, порчи и др.) - все это ведёт к энергетическому истощению покровителя, после которого, если ситуацию не исправить, следует либо его уход, либо смерть. Так или иначе, потеря духа всегда ощутима и редко приводит к благоприятным последствиям.
Чтобы не дать своему духу ослабнуть, шаман должен не забывать об «отдаче»: благодарить духа, если какое-то дело обернулось для него успехом, медитировать и тем самым больше общаться с тотемом, укрепляя связь. Чем крепче связь, тем лучше шаман понимает, что нужно духу (это могут быть прогулки на свежем воздухе, больше мясного/растительного в рационе шамана и другие обыденные вещи). Следуя этим простым «манерам», шаман поможет духу не только не ослабнуть, но и окрепнуть, стать сильнее и открыть новые границы возможностей.
Ритуал благодарения (или почитания) духов-покровителей.
Ритуал благодарения духов-покровителей является неотъемлемой частью отношений шамана и духа. Для проведения ритуала шаман уединяется, кладет перед собой на ткань красного или синего цвета миску молока, вокруг себя раскладывает листья шалфея и поджигает их, чтобы дым как бы обнимал его. Ветками благовонного дерева он три раза делает взмах вверх, отдавая почесть Небу-Отцу, а после три раза вниз — выражая почтение Матери-Земле. Ритуал считается успешно проведенным, когда дух даст знак шаману, что принял его благосклонно, и шаман вслух поблагодарит духа-покровителя за оказываемую ему помощь.
Тотемы.
[За Анеем.]
Шаман и духи-помощники.
Духи-помощники приобретаются шаманом во время путешествий: человек сам начинает чувствовать внутренний зов, когда ему нужно начать поиски. Таких духов может быть неограниченное количество, однако главным условием взаимодействия шамана с помощником — это знание его (духа) имени, при этом никому его не раскрывая и нигде не записывая, поэтому духов-помощников, как правило, у шамана немного. Такие духи могут иметь облик зверя, птицы, пресмыкающегося и даже насекомого. Для них неважно расстояние, они всегда придут по первому призыву шамана.
Ритуал приглашения духов.
Для того, чтобы отправиться в путешествие за духами, шаман уходил в тихое, отдаленное от людей место, чаще всего туда, где чувствовал наибольшую свою связь с природой, с духом местности, где живет. С собой он брал бубен, курительную трубку с табаком, чтобы дымом отпугивать злых духов, и начинал ритуал: он негромко, ритмично и неторопливо начинал бить в бубен — спокойный мотив как бы приглашает духов навестить шамана и завязать с ним разговор.
Обычно помощники используются для борьбы с духами-болезнями (где без них, к слову говоря, никак нельзя — тотемный дух редко способен справиться со всеми болезнями), однако шаман должен держать себя под контролем — эмоции, чувства, поведение — чтобы случайно не обернуть духов против людей, себя или не потерять их вовсе. Чтобы наверняка избежать таких ситуаций, шаману нужно мысленно логически обосновать, что он хочет сделать и только потом совершать действие — таким образом он как бы советуется со своими духами-помощниками, а они, в свою очередь, если что не так, «исправляют» мысли (обычно это выражается внезапным озарением).
Шаман может лечить человека не только выгоняя из него вредоносных духов, он также может лечить непосредственно через родового духа больного. Однако это очень опасно как для самого пациента, так и для шамана: смысл такого лечения заключается в том, чтобы вызвать тотемного духа человека и «накачать» его энергией.
Как писалось уже выше, когда страдает человек, страдает и его дух-покровитель, поэтому шаман, входя в транс и обнаруживая духа-покровителя больного, обычно застает некое полуживое существо, порой даже не имея возможности разобрать, что за зверь перед ним. После обнаружения шаман призывает своих духов-помощников и отдает духу-покровителю их и свою энергию. Если все будет сделано грамотно, то тотем начинает быстро расти и крепнуть и, в конце концов, становится просто огромным — после ритуала пациент резко ощущает прилив сил, бодрости и оптимизма, а сам организм начинает быстро исцеляться.
Но порой бывает слишком поздно — порой тотемные духи слишком слабы для того, чтобы даже принять энергию, если вовсе не стали сами больны. В таких случаях дух-покровитель сначала принимает помощь от шамана, однако вместо того, чтобы крепнуть, он пожирает энергию и усыхает. В итоге умирает тотем, больной, а сам шаман может потерять нескольких духов-помощников, так как поедание энергии больным духом-покровителем бесконтрольно и шаману очень сложно прервать подобный процесс. Поэтому к этому способу лечения прибегают только в крайних случаях.
Шаман и природа.
Природа является неотделимой частью жизни шамана, да и любого человека в целом: без неё у него нет ни пропитания, ни гармонии, ни духовного равновесия, а также не откуда черпать энергию для жизни. Однако шаманы с самого детства начинают «чувствовать» природу, понимать все её знаки, как профессиональные следопыты.
Быт шаманов, а значит и племен вирий, основан прежде всего на почитании духов природы и животных: учение шаманов говорит о том, что все имеет душу, а духи местностей (гор, степей, лесов, озер, рек и т. д.) вовсе человеческую, которая пребывала в живом теле настолько давно, что многочисленные потомки забыли о их существовании. Поэтому считается, что каждый дух обладает личностью и характером.
Почитание духов означает: соблюдение правил, проведение ритуалов и обрядов, сооружение маленьких храмов.
Таким образом, чтобы души убитых зверей не обиделись и не ушли перерождаться в другие места и, тем более, не подговорили других зверей уйти следом, шаман должен соблюдать правила поведения в охотничьих угодьях и убийства животного. Во-первых, вести себя в лесу очень тихо, не смеяться, не кричать, не кидать ветки в деревья и по возможности их не ломать (считается, что таким образом можно оскорбить лесного духа), нельзя кидать камни в реку; смерть животного должна быть быстрой и гуманной, после шаман может оплакать душу, попросить прощения и объяснить, что ему понадобились мясо и шкура для собственного выживания. Если же охота была коллективной, то пойманная дичь должна быть разделена между всеми.
Домашних животных убивают также с уважением. Нельзя отрубать голову и перерезать горло, ибо считается, что таким образом можно повредить душу зверя. Вообще, голова, шея, сердце и легкие (общее название: зулд) считаются той цепью органов, в которых обитает душа, поэтому их ни в коем случае нельзя разъединять — извлекать из животного только как единое целое. Если же животное убивают для жертвоприношения, то шкуру и зулд вешают на шестах.
Ритуал жертвоприношения.
Проводится во время больших праздников или когда есть нужда в защите и благословении духа местности для большого количества людей. Сначала шаман создает оберег и преподносит ему угощения, объясняя, почему беспокоит покой духа. После шаман должен произнести имена духов, к которым обращается и которым посвящает данную церемонию, продемонстрировать жертвенное животное и попросить духов принять его от лица шамана и людей его племени. Когда духи подают знак, что готовы принять жертву, животное забивается (по всем правилам умерщвления). Если духи отказываются принимать жертву, то шаман обращается к оберегу с вопросом, не забыл ли он кого из духов позвать на ритуал, ритуал продолжается.
Все гораздо серьёзнее, когда дело касается духов местностей — считается, что если дерево или скала имеют необычную форму, то они обладают мощью, которая неподвластна человеческому разуму и которая превосходит силы духов-покровителей всех шаманов вместе взятых.
Поэтому, в качестве жертвоприношения, им обычно преподносят табак и алкоголь в специальных местах называемых обу, которые представляют собой конические груды обломков камней и веток деревьев высотой 2—3 метра. Встретив во время путешествия обу, человек должен обойти его три раза кругом и положить на него еще один камень. Делая это, он не только демонстрирует уважение духу, который может ему и не понадобится, но также символически увеличивает силу этого духа, взамен получая благословение духа на путешествие. Обу также является местом ежегодных церемоний, проводимых поблизости живущими людьми, при которых возносятся молитвы духам о хорошей охоте и обильном урожае.
Ритуал почитания духов местностей.
Чтобы получить благосклонность и благословение духа на дальнейший путь, человек должен налить в кружку алкоголь или молоко, провести безымянным пальцем левой руки по стенке кружки и с выкриком «Здравствуйте!» брызнуть к небу в направлении обу (если такой имеется). После этого человек может положить на землю сладость или деньги, поклониться и уйти. Шаманы тем временем советуют людям рассказать духу о своих планах, чтобы получить толику удачи в них.
Для выражения почести духу воды нужно сделать все то же самое, однако вместо алкоголя должно быть исключительно молоко и брызги должны лететь в воду.
Возможности духов.
Возможности и силы духов широки, но не безграничны — они не могут воздействовать на человека и мир живых напрямую, поэтому их вмешательство зачастую совершенно незаметно для обычного человека. Духи могут:
• помочь получить знание того, что произошло в других местах, даже весьма отдаленных;
• найти пропавший предмет, человека;
• узнать ответ на какой-либо вопрос;
• толковать сны и видения;
• предсказать, будет ли сопутствовать успех планам на будущее;
• видеть прошлое;
• заболеет ли какой-либо человек;
• найти метод лечения больного;
• узнать, какое жертвоприношение умилостивит богов, и какое животное необходимо принести в жертву;
• вселиться в человека и тем самым одолжить ему в пользование свою характерную способность;
• воздействовать на окружающий мир на уровне ощущений (угнетать атмосферу, испугать зверей, вызвать плохое самочувствие у людей и т. д.).
Перечень не полный и не каждый дух способен помочь во всем одинаково хорошо, но это основные практики, используемые шаманами. Реже шаманы используют духов для слежения за кем или чем-либо. Известны случаи, когда духов использовали во зло, чтобы навредить человеку: пугали его, насылали болезни, забирали удачу и направляли гнев Богов и духов на него и его род.